Читаем

Сколь раз нам торжественно внушали — мы живем в самой читающей стране мира! И так было на самом деле читали все, всё, везде! И особенно запойно читали по ночам, потому что только в СССР бытовало правило — дать почитать на ночь! Читали полустершиеся страницы самиздатовской литературы, читали толстые литературные журналы, читали все где было хоть слова правды, а чаще её выискивали в литературных аллюзиях или просто домысливали её там где её, правды пресловутой, и не было совсем. Это все было, но стало уже частью истории, чуть подёрнутой нафталиной. Свободой оппились, объелись до пуза, до рвотных позывов в восьмидесятые и особо в девяностые, словно дети ворвавшиеся после долгого наказания в кондитерский цех на экскурсию под девизом — ешь все, что видишь. И тиражи газет упали, и в библиотеках прекратились тотальные пропажи, и читать стали лишь то, что назойливо выглядывает из привокзальных киосков (а здесь лидируют глянцевым превосходством журналы и мягкообложечные разукрашенности дорожного чтива). А еще качаем из инета или слушаем в машинах разноголосые истории бодро продаваемые на дисках. И если уж покупаем, то это что-то должно быть из ряда вон выходящее, а проще — взрывающе общественное мнение или…Вот на этом самом «или» как правило и подвисаешь. Что это за «или» такое? Как найти определение того, что взрывает мозг чередой черных буквиц по телу книжного листа не всегда качественной бумаги? Что заставляло и заставляет нас, наевшихся десять лет назад всем, что казалось новым или запретным, отказаться от привычного мироощущения и вновь уткнуться в книгу как в мифогенное советское время? Что читали мы последние десять лет и не просто читали тайком, но обсуждали, или по крайней мере упоминали в офисах и институтах, в клубах и на презентациях далеких темами и поводами своими от высокого литературного? Что в конце концов за последние десять лет становилось трендовым, модным и актуальным из книжного мира, ставшего атрибутом не вышеописанного ситуативного масс-маркета, а статусным, визиточным почти премиумным по непременному упоминанию наряду с отсевно-определяющими брендами одежды, часов, курортов…Кто они, эти авторы, пробившие стену снобизма люксовых нуворишей новой России и объединившие антагонистические социальные группы интеллектуалов и бонз, пенионеров и абитурьентов, чиновников и творцов, обладателей джипообразных и держащих в ладошке троллейбусный билетик?

У меня есть свой рейтинг этой условной десятки, но может ли он претендовать на объективность? Точен ли он в календарном пространстве и не сыграла ли память со мной злую шутку, сместив во времени тиражных мозгоправов? Если честно, просто предложу эти книги Вам без остервенелой или витийствующей рекламы, как свой взгляд на причины того в чем мы сейчас плещемся и называем жизнью. Печатное слово никогда не проходит мимо, оседая в тайниках памяти, сознания и накапливаясь, наслаиваясь, трансформируясь, в итоге руководит нами. Вот только интересно, если то, где, как, с кем, сколько, именно так мы живем вызвано этими книгами, то это лишь потому что мы их читали мало или слишком много?

Иэн Бенкс «Осиная Фабрика» ( «Шаги по стеклу» и «Мост» считаем за одно с «О.Ф.» которая научила не содрогаться!)

Алекс Гарленд «Пляж» ( «Тессеракт» тоже вместе с «Пляжем» посчитаем, поскольку обо пропели гимн свободе индивидуализма!)

Ханиф Курейши «Будда из пригорода» (как без этого опыта и прививки толлерантности!)

Чак Паланик «Бойцовский Клуб» (изнаночный учебник!)

Владимир Сорокин «Лёд» (и всю трилогию в целом примем за одну пилюлю правдопоиска)

Бернар Вербер «Империя Ангелов“ (впрочем и все, что он выпустил…“Муравьи», «Мы, боги», «Дыхание богов» и всё, всё, всё…кроме «Звездной бабочки», уж больно она предсказуема!)

Харуки Мураками «Охота на овец» (…и остановимся, не перечисляя…хватило бы и одной!)

Джоана Роулинг…вся Поттериана- она создала возможность побыть не совсем …впрочем, сами знаете, если не глотали её тексты в кинотеатрах: )

Виктор Пелевин «Чапаев и пустота» (а как прекрасно было время, позволявшее перечитывать без опасения опоздать куда либо…Приз-за ностальгию! Ведь именно эта книга знаменовала окончание 90-х и переход в НАШЕ время!)

Десятое место не отдам никому, слишком сложно поделить между Владимиром Орловым, Михаилом Елизаровым, Павлом Крусановым, Фробениусом и Перес-Реверте в запоздалых переводах вместе с Фаулзом. Потому поставлю точку…многоточие…просто оборву и закончу! К черту!…Слава Богу!…

Books